Психологическая поддержка геев и лесбиянок не является чем-то экстраординарным в практике психологов.Однако, особое осознание представителями ЛГБТ своей половой принадлежности накладывает определенный отпечаток на их адаптацию к миру. Что и проявляется в специфике запросов и особенности работы с этой группой.
В этой статье я постараюсь поделиться своими наблюдениями и мыслями, появившимися за почти 25-ти летнюю «историю знакомства» и 10-ти летнюю историю практики психологического консультирования геев и лесбиянок.
По понятиям…
Сначала определимся в позиции. По данным многочисленных социологических исследований в мире насчитывается до 8 % жителей, открыто признающих себя геями и лесбиянками (в некоторых мегаполисах с высокой толерантностью получены данные несколько выше), а также до 15% имевшими или не отрицающих возможности половых контактов с представителями своего пола. Так что, чтобы не говорили представители «традиционных ценностей», понятие «сексуального меньшинства» слишком искажено. Можно с определенным допущением сказать, что среди каждых 10 ежедневных рукопожатий одно приходится на «нетрадиционала». Страшнее еще тем поборникам нравственности, у кого большая семья…
Кстати, о «нетрадиционной сексуальной ориентации». Не буду подробно объяснять, почему поставил кавычки. Достаточно сказать об относительности понятия «традиция». Вспомним хотя бы древние Грецию и Рим, где были достаточно свободные нравы в отношении между полами. А разве нельзя считать эти страны колыбелью современной культуры и, в некотором роде, основоположницами традиций.
В завершении этой части хочется сказать, что автор статьи хоть и не является представителем ЛГБТ-сообщества, но имеет большой опыт общения и работы с данной категорией населения. И признает абсолютное право на существование любого влечения, если оно не наносит вред личности и здоровью другого человека.
Психологическая поддержка геев и лесбиянок. Особенности запросов
Невозможно выделить каких-то особенных запросов или тем для психологического консультирования представителей ЛГБТ. Скорее, мироощущение (или, по-другому, особое осознание своего полового лечения) является аспектом привычных житейских и личностных проблем, с которыми приходят на прием к психологу: проблемы во взаимоотношениях, возрастные и жизненные кризисы и т.д.
Я не такой…
Наверно, особое место в работе психолога с геями и лесбиянками занимают темы, появляющиеся в подростковом и юношеском возрасте (11-17 лет) и связанные с самоидентификацией. Осознание себя «не таким, как все» создает много страхов и эмоционального напряжения, которые трудно канализировать в среде сверстников. Ведь редко найдется товарищ или подруга, которые смогут поддержать или хотя бы не отторгнуть. Что уж говорить о родителях (в особенности, в малых городах), в отношениях с которыми в этот момент происходит процесс сепарации. Эта своеобразная изоляция создает дополнительное поле для развития психозов или «нездоровой» адаптации.
В это деликатное время родители могут заметить повышенную тревожность своих чад. И лучшим способом решения ситуации (после попытки откровенного разговора), будет предложить ребенку поговорить с нейтральным лицом – психологом. Для подростка это может стать отдушиной и возможностью возвращения контакта с родителями. Но об этом чуть позже…
Особую трудность и переживания вызывают первые сексуальные и любовные контакты. В обычной среде, когда среди сверстников достаточное количество потенциальных партнеров (или, скажем, проще их идентификация) возможность реализации сексуальных потребностей вызывает на порядок меньше напряжения. Хотя нельзя не отметить, что и «обычные» подростки «загоняются на эту тему».
И опять же возникает тема отвержения в силу несовпадения половой «принадлежности». Именно поэтому, мне кажется, часто первые сексуальные контакты в среде ЛГБТ происходят с партнерами старше по возрасту (и по инициативе). Конечно, нельзя отрицать, что достаточное количество первых сексуальных контактов гомосексуального характера совершается сверстниками в качестве «пробы» в достаточно юном возрасте. Здесь даже есть некоторые особенности — девушки чаще «пробуют себя» с представительницами своего пола, чем юноши.
Один из моих клиентов П., молодой человек 21 года, уже осознавал себя геем. Но трудности социализации (ведь «умение» найти партнера тоже можно назвать социализацией) проявились в том, что не имел к этому возрасту ни одного сексуального контакта. Множество вопросов «как и где найти», «как предложить», «как себя вести» не находили своего разрешения и вызывали напряжение.
Процесс психологического консультирования был направлен на осознание возможностей и внутренних ресурсов, которыми обладал П. Чуть позже, спустя полгода, П. обратился, скорее, уже с терапевтическим запросом, поскольку осознал некоторый разрыв в осознании ролевых позиций.
Об отношениях…
Второй большой блок, естественно связан с отношениями внутри семьи (родительской). Психологическая поддержка геям и лесбиянкам часто требуется из-за необходимости выстраивания отношений с родителями. Часто с их несбывшимися ожиданиями.
Терапевтическая работа необходима, когда родители пытались «вылечить заболевание». Упреками, запугиванием, отторжением… И это безусловно наносит травму.
Еще одним аспектом отношений являются семейные отношения внутри гомосексуальной пары. Привычные нам, так называемые, традиционные ролевые установки иногда не работают. Да, конечно, в такой паре кто-то чаще может принимать роль «маскулинного» партнера (или наоборот) в силу возраста или характера. Но это может вызывать напряжение, как в самом человеке, так и в его партнере. Ведь, половая ролевая установка, как любой внутренний механизм, определяющий наше поведение, имеет свою «нужность»: возможность бессознательного реагирования на привычные стимулы извне. Причем, эту установку мы либо воспринимаем, либо формируем самостоятельно.
Резюмируя эту часть, психологическая поддержка представителей ЛГБТ может быть направлена на выстраивание эффективных коммуникаций с близкими. Или формирование работающих ролевых установок, поскольку отношения в гомосексуальной паре могут также стать источником психологического напряжения.
Примером может служить ситуация в паре Л. и И.
Л. обратилась с просьбой помочь выработать «адекватное поведение с И.(которая была на 7 лет старше)». Л. казалось, что И. слишком мягка в отношениях (хотя Л. не отрицала желания ощущать заботу). В работе с Л. мы вышли на осознание неоправданных ожиданий от более старшего партнера. Причем, эти ожидания представляли собой смесь «И. — мама» и какой-то вариант «И. — муж».
Coming out…или сидим по норкам
«Вывесить ли свой флаг», признать ли свою сексуальную ориентацию открыто и, возможно, «огрести» от общества? Или продолжать скрывать ее ради спокойной жизни?
Вопрос открытого признания своей сексуальной принадлежности, как запрос, несколько раз встречался в моей практике. Для одних этот вопрос не стоит остро — человек находится (работает, общается) в толерантной среде (творческие профессии, телевидение, ночные клубы). Для других может стать вопросом жизни. Забавно эту ситуацию обрисовал знакомый военный: «…одно дело, если певец. Но совсем другое дело, когда твой стоматолог педераст».
В одной из сессий моего клиента очень хорошо поддержала идея «скрытого Coming out». Ведь приход к психологу — это сообщение другому (в определенной степени, постороннему) человеку информации о себе. Но эта информация остается только в стенах кабинета психолога. Это даже «стерильнее», чем откровенный разговор в купе поезда.
В завершении заметки
Приход гея или лесбиянки к психологу может быть обусловлен как «обычными» жизненными ситуациями и проблемами, так и иметь специфичную направленность запросов. Уже само обращение за психологической помощью представителя ЛГБТ может стать облегчающим ситуацию фактором — человек делает первый шаг, признает наличие ситуации, вызывающей напряжение.
Задача, которую я ставлю самому себе в таких сессиях (помимо следования за клиентом в его запросах) — нахождение адекватных решений. Пусть и не свершение революций. А хотя бы осознание, принятие своего выбора (иногда — понимания, что чего-то сделать сейчас нельзя).